Ќовые поступлени€

¬ фонды музе€ поступили новые экспонаты, св€занные с именем ћ.ј. Ѕогдановой-Ѕыковой. ќдин них — журнал «—олнце –оссии» (декабрь 1910г.). »ллюстрированный еженедельный журнал Ђ—олнце –оссииї выходил в —анкт-ѕетербурге в 1910Ч1916 годы в издательстве Ђ опейкаї. ќдин из материалов этого номера посв€щен 50-летию женского образовани€ в –оссии; в нем говоритс€ о первых русских студентках, в том числе и о ћарии Ѕогдановой-Ѕыковой.
DSC02090.JPG† ††DSC02091.JPG
ћари€ јрсеньевна Ѕогданова-Ѕыкова была одной из первых женщин, получивших университетское образование. ¬ числе немногих отважных девушек осенью 1859 года впервые пришла на лекции в ѕетербургский университет в качестве вольнослушательницы. ѕросветительска€ де€тельность стала главным делом ее жизни. Ѕыкова вводила систему обучени€, основанную на разумном сочетании физического и умственного труда, на принципах свободного развити€ личности. Ќо везде, где ей доводилось жить, власти запрещали подобные новации.†
¬ 1882 году ћ.ј. Ѕогданому-Ѕыкову выслали за пределы ÷ентральной –оссии – на „ерноморское побережье  авказа, в посад —очи. «десь она открыла первую в историю города школу, котора€ просуществовала год (находилась в 2-х этажном здании напротив пристани –оссийского “оргового ѕароходства).
¬есной 1883 года ћарию јрсеньевну отдали под гласный надзор полиции на три года и запретили заниматьс€ воспитанием и обучением детей. ќставшись без заработка, она попробовала писать рассказы дл€ детских журналов. “ак по€вились в печати рассказы "—аранча" и "’ом€к".
¬ наши дни больша€ редкость найти опубликованные рассказы писательницы, поэтому мы гордимс€ уникальным экспонатом Ц книгой ћ. Ѕогдановой-Ѕыковой Ђѕервые рассказы из естественной истории дл€ детей, только что научившихс€ читатьї. »здание 1910 года, с трогательными рисунками, иллюстрирующими рассказы. Ќа титульной странице имеетс€ пометка о том, что книга Ђвключена в каталог книг, одобренных ћинистерством народного просвещени€ї†
DSC02094.JPG† † ††DSC02095.JPG
Ђќгл€дыва€сь на всю прошлую жизнь и подвод€ итоги, невольно ужасаешьс€ той массы энергии, котора€ была затрачена, и тем незначительным результатам, которые удалось получить. <…> ћен€ гнали, точно € преследовала какие-нибудь цели, вредные дл€ общества, тогда как € стремилась лишь доказать на деле, что детей не только должно, но и вполне возможно воспитывать без вс€ких наказаний, без вс€кого поощрени€ честолюби€, одним путЄм развити€ лучших чувств, заложенных в них природойї†