«Издано в …тюрьме». Судьбы и книга.
Осенью 1925 года в Болгарии был зверски убит один из активнейших деятелей антифашистского движения доктор Нено Царвуланов. Его семья, спасаясь от преследований, эмигрировала в Советский Союз.
В Москве дочь Нено Татьяна закончила текстильный институт, вышла замуж. Шёл 1936 год… Вскоре муж Татьяны Борис Копчев по заданию подпольного комитета вернулся в Болгарию. При выполнении задания был схвачен и посажен в тюрьму для полит. заключённых в г. Старая Загора. Переживая за мужа, его товарищей, Татьяна искала возможность поддержать их, помочь выдержать пытки, допросы, гибель друзей.
Однажды Царвулановой друзья дали прочитать книгу, которой сами зачитывались с восторгом и волнением. Это был роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Книга поразила Татьяну. Она решила, что её надо доставить в тюрьму, где не прекращал борьбу с фашизмом её муж, его соратники. Но купить роман оказалось невозможным. Так как тираж быстро разошёлся. Тогда Татьяна обратилась за помощью к автору. В письме от 9 января 1936 года, которое хранится в нашем музее, она пишет: «Тов. Островский! Простите, что я Вас беспокою, но другого выхода я не нахожу. Дело в том, что я нигде не могу купить Вашу книгу, а мне ужасно хочется послать её мужу, который находится в застенках фашистской Болгарии. Какой это будет праздник для них получить эту прекраснейшую книгу в той обстановке фашистского режима в которой они находятся.
Для меня лично Ваша книга произвела неизгладимое впечатление, особенно её герой Павел Корчагин. Как бы я хотела иметь одну сотую долю его энергии и жизнерадостности и переносить все жизненные невзгоды так как он….. Я надеюсь, тов. Островский, что если у Вас есть лишний экземпляр, Вы не откажете мне в просьбе, а зарубежные товарищи (конечно же и я), будут Вам бесконечно благодарны. Простите за беспокойство. С ком. приветом. Таня Царвуланова, болгарка-комсомолка».
Николай Алексеевич с готовностью отозвался на эту просьбу, послав Татьяне «Как закалялась сталь» с автографом, обращённым к старозагорским узникам. В скоре Борис Копчев получил от жены письмо с обещанием прислать «необыкновенно ценный подарок». Сложными партийными каналами, в обстановке самой строгой консперации, книга попадает в Болгарию.
В Старой Загорье был дом, где жили родители одного из полит. заключённых - Здравко Тодорова. В этот дом, фотографию которого в 1974 году прислал в музей Здравко Тодоров, связная Василка Клямбова и привезла книгу Н. Островского. «Книга была в сером переплёте, а на её первом листе мы, к огромной нашей радости и изумлению увидели написанный от руки лично Н.Островским автограф полит. заключённым старозагорской тюрьмы», - вспоминал в письме в наш музей один из полит. заключённых Петр Христов Петров.
Из предосторожности Тодоровы убрали обложку романа и автограф писателя. Стараясь их сохранить, спрятали в переплёте болгарско-немецкого словаря. В таком виде - без обложки и автографа – книга была перенаправлена в тюрьму.
Петр Христов Петров так воспроизводит путь «Как закалялась сталь» в старозагорскую тюрьму: «Книгу принёс в тюрьму Иордан Илчев, который имел возможность в сопровождении тюремщика уходить из тюрьмы в город. Он работал в тюремной столярной мастерской, где чинил наши «налымы» (туфли с деревянной подошвой). Он ходил в город за покупкой материалов…..
Продолжение следует……….